В.А. Каймин, A.M. Нечаев


ЭКСПЕРТИЗА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ДЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ БК



В августе-сентябре 1992 года в городах Москве и Павловском Посаде работала экспертная комиссия по оценке программных и аппаратных средств для компьютеров, выпускаемых заводом "ЭКСИТОН". Председателем комиссии был заведующий лабораторией Российского института повышения квалификации работников образования (РИПКРО), главный редактор журнала "Компьютеры в образовании" В.А.Каймин. В состав комиссии входили ведущие специалисты завода "ЭКСИТОН", методисты и учителя школьной информатики :

Целью проведения экспертизы было рассмотрение созданных программных и аппаратных средств для БК-0010 и БК-0011М, сравнение их и выработка рекомендаций по использованию в среднем образовании.

В начале своей работы экспертная комиссия выработала и согласовала с заводом состав и перечень требований к программным средствам, представляемым на экспертизу.

При рассмотрении перечня программных средств, подлежащих экспертизе, были выделены следующие классы программных средств:

Пакеты учебных программ были подразделены на два класса : пакеты программ для курса информатики и по спецкурсам: математике, физике, химии и др.

В состав пакетов рекомендовалось включить такие компоненты, как: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, интерпретаторы языков Пролог, Паскаль, Бейсик, Лого, а также интерпретатор Алго-языка. Среди обучающих программ были выделены программы-тренажеры по средствам КУВТ и обучающе-контролирующие программы по курсу информатики. В требования к составу обучающих программ включили следующие компоненты: тренажеры по клавиатуре, устройству ЭВМ, устройству КУВТ, операционной системе, двоичной системе счисления, языку Бейсик, алгоритмическому языку, а также программы, контролирующие знания по курсу информатики. Сетевые программные средства рассматривались для КУВТ различной конфигурации:

Инструментальные средства были подразделены на средства для учителей и средства для программистов. В свою очередь, инструментальные средства для учителей разделили на авторские системы для разработки обучающе-конролирующих программ и авторские системы для разработки демонстрационных обучающих программ. В первой категории инструментальных средств были выделены средства программирования на языке Ассемблера и средства программирования на языках высокого уровня типа Паскаль, Форт, Си и т.д.

Операционные системы рассматривались для компьютеров БК-0010 и БК-0011М. Комиссией был принят следующий порядок проведения экспертизы:

1) представление авторами пакета программ;

2) испытание экспертами программных средств;

3) обработка комиссией результатов испытаний и выработка рекомендаций;

Были выработаны требования к каждому этапу работы и оговорены вопросы организации его выполнения.


1. Представление авторами пакета программ

На этом этапе авторы должны были представить документацию к пакету и продемонстрировать его работу. Основное внимание при представлении пакета уделялось документации пакета, в которой должны были быть учтены следующие требования: отразить назначение пакета или программы; указать требования к оборудованию; перечислить возможности пакета или функции программы; описать сценарии, правила работы или команды; включить примеры использования или работы с пакетом или программой.

Для организации испытаний авторы должны были обращать внимание на следующие вопросы: установка пакета; запуск программ пакета; демонстрация основных возможностей пакета; составление предлагаемого плана испытаний; наличие документации на пакет; наличие эталонного образца.


2. Испытание экспертами программных средств

Испытания программных средств включали анализ представленной документации и испытания программ на ЭВМ. Они проводились в следующем порядке: выделялась группа экспертов; проводился анализ представленной документации; вырабатывался план испытаний; проверялось удовлетворение требований к программным средствам; проверялось соответствие документации; подготавливались выводы.

При проведении испытаний проверялось выполнение таких требований как: общие требования к пакетам и/или программам; психолого-педагогическех требования; функциональные требования к программам; технические требования к программам; общие требования к документации.


3. Обработка комиссией результатов испытаний и выработка рекомендаций.

Для выполнения этого этапа был выработан перечень требований экспертизы, которым должен соответствовать представляемый программный продукт.Этот перечень включает в себя:

а) Общие требования к пакетам:

б) Общие требования к документации:

в) Общие требования к программам:

г) Психолого-педагогические требования:

д) Технические требования к программам:

Комиссия рассмотрела следующие программные и аппаратные средства для вычислительной техники завода "ЭКСИТОН", представленные на экспертизу:

  1. Пакет учебных программ фирмы НПО ВТИ (Казань);
  2. Пакет программ фирмы АЛЬТЕРНАТИВА (Барнаул);
  3. Программные средства фирмы КОЛЛЕДЖ (Москва);
  4. Системные программные средства фирмы ИНТЕРСЕРВЕР (Москва);
  5. Программные средства фирмы ALTEC (Москва);
  6. Программные средства фирмы МИГ (Москва);
  7. Программно-технический комплекс БК-0010+IBM фирмы ИНКОМСЕРВИС (Москва).

Среди представленных программных средств комиссией был выделен пакет программ фирмы АЛЬТЕРНАТИВА (Барнаул), как пакет, содержащий наиболее полный состав учебных программных средств, необходимых для средних школ и наиболее полно отвечающий требованиям к качеству учебных программ. В состав пакета входит операционная система ОС БК11 (версия 1.1), сетевая программа NETALT (версия 1.1) и большой перечень учебных программ, таких как: клавиатурный тренажер, Е-практикум, текстовый редактор, база данных, электронные таблицы, графический редактор и т.п. Кроме того, в пакете содержится авторская система для разработки контролирующе-обучающих и демонстрационнно-обучающих программ.

Большой интерес комиссии вызвал программно-технический комплекс, представленный фирмой ИНКОМСЕРВИС (Москва), включающий блок мультиплексора и сетевые средства для IBM и БК-0010, которые позволяют объединить в единый комплекс ЭВМ этих типов. Представленный программно-аппаратный комплекс обеспечивает совместимость ЭВМ БК-0010 с IBM-совместимыми персональными компьютерами на аппаратном и информационном уровне. При этом комплекс учебных программ имеет интерфейс пользователя, аналогичный соответствующим программам на IBM PC. В пакет учебных программ входят текстовый редактор, "издательский редактор", электронные таблицы, графический редактор и т.п. Графический редактор и электронные таблицы являются новыми версиями соответствующих программ в пакете фирмы АЛЬТЕРНАТИВА.

На основании проведенной экспертизы комиссия пришла к следующим выводам:

  1. Рекомендовать заводу "ЭКСИТОН" включить в комплект поставок учебной вычислительной техники пакет программ "Альтернатива" в качестве базового пакета и рекомендовать его Министерству образования для распространения и использования в средних школах для преподавания курса "Основы информатики и вычислительной техники".
  2. Рекомендовать заводу "ЭКСИТОН" провести совместные испытания с фирмой ИНКОМСЕРВИС комплекса "БК+IBM" в качестве модели перспективной для модернизации и развития учебной техники класса БК, имеющейся в системе среднего образования Российской Федерации.
  3. Рекомендовать Министерству образования (в целях развития новых информационных технологий обучения) поддержать работы по модернизации техники и развитию сети электронной почты для школ, оснащенных КУВТ на базе компьютеров БК.
  4. Рекомендовать заводу "ЭКСИТОН" провести работу по развитию базового пакета программ с учетом новейших разработок программных средств для КУВТ на базе компьютеров БК.

Распознавание и преобразование в гипертекст: Владислав М. Антонов

2004 г.